![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
TanyaR |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Заслуженный пенсионер ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 9 426 Регистрация: 12.12.2006 Пользователь №: 34 ![]() |
Начнем пока знакомиться. Писал много, просто- ленин какой-то))))
Странно, написано. что богослов, но о Боге у него нигде ни словечка))) О русских, как об этносе, притом колониальном))) http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2008/2504 Несчастье российской культурной политики в том, что она не обрела единства смысла и понимания. БЫТЬ ВМЕСТЕ Для меня культурная политика — это формирование культурно-знаковой среды, сохраняющей пространство страны единым, подпитывающей силу характера народа, другими словами, это то, что противостоит угрозе энтропии, что сдерживает национальный распад. Анализируя этнически и конфессионально пестрые территории, такие как Балканы, Кавказ, российское Поволжье, понимаешь: если общая культура утрачена, если она вытеснена этнической пассионарностью чересполосно живущих народов, то сохранить единство и тем более мир становится невозможно. Целостность страны, ее национальное единство нередко удерживается за счет негативных факторов, того же чувства страха. Например, для дагестанской номенклатуры страшно выйти из-под Москвы, потому что она кожей чувствует, в какую кровавую мясорубку тут же попадет (Не по вине России, но по своей). К сожалению, в России много страха, но дефицит смысла. Современная Россия ответа на вопрос: зачем быть вместе? — не знает. Европа — знает, европейцы такой ответ дают. В результате мы видим, с какой радостью страны, только что вырвавшие свой «драгоценный суверенитет» из «когтистых лап» Москвы, тут же спешат передать его Брюсселю. Россия продолжает терять постсоветское пространство. Европейский Союз не испытывает недостатка в желающих присоединиться к проекту единой, комфортной и безопасной Европы. Историческая задача культурной политики — формировать гражданскую нацию. Если этого не происходит — противоречия и эмоции разрывают страну! Современная Россия в культурном смысле не может интегрировать в себя часть собственной территории. Любые опросы показывают: русская Россия не считает представителей Северного Кавказа частью нации. Уголовным кодексом и партийной дисциплиной здесь ничего не изменишь. Нужно «перебивать культурные коды». Вернее, нужно ввернуться к кодам, постоянно действующим в России со времен московского наступления на Волгу. РУССКИЕ — СКОНСТРУИРОВАННЫЙ ЭТНОС Вызовы, стоящие перед нами, заставляют размышлять о том, что происходит с пресловутым русским характером. Я скептически отношусь к мифу романовской династии о славянском происхождении русского человека. Русский не славянин. В нем, безусловно, крепка восточнославянская закваска. Но русский — это сплав трех начал: славянского, финно-угорского и тюркского. То есть русские — сконструированный этнос. Этнос, созданный колонизацией. Этнос, созданный благодаря колонизации. Один из императивов характера наших предков — это бесстрашие по отношению к чужому, способность идти навстречу неизведанному, бросать вызов судьбе, испытывать неукротимое желание вбирать в себя все новое, впитывать чужеземное, идти все дальше и дальше. И это часть именно русского, а не славянского характера. Все славяне — западные, южные, восточные — остались в пределах своих исторических территорий. Они остались исторической периферией Европы. Это не осуждение, это — судьба. Русское же племя все время продвигалось на север, на восток, далее на Бессарабию, Крым, Кавказ и Среднюю Азию, вбирая в себя остальные народы и тем самым непрерывно себя изменяя. В тот момент, когда русские овладели Казанью и Астраханью, Россия перестала быть моноэтническим государством. С этого часа количество русских никогда не превышало 52% в общей численности населения государства. Когда в 1991 году произошел распад СССР, русских оказалось 82% от численности внезапно сжавшейся страны. Ситуация — невероятная, в такой ситуации Россия еще никогда не жила! И в этот самый момент, когда доля русских в общем составе населения оказалась максимальной, начались массовые фобические проявления на тему: «Нас русских катастрофически мало!», а, значит, «Мигранты — угроза России!», «Россия — для русских!» Многие века русскому люду хватало половинной доли в общем составе населения страны для того чтобы с гордостью называться «государство-образующим» и «цементирующим» народом. В момент, когда доля стала максимальной, появился страх. Какова природа этого страха? Этого страха Россия не знала, покуда русские были подобны лаве: когда за сто с небольшим лет прошли всю Сибирь, осели на Аляске, спустились до Калифорнии и утвердили там первые, еще до американцев, форты. Среди русских были купцы, снаряжавшие корабли с целью создания торговых факторий и контроля над Тихим океаном вплоть до Филиппин. Среди русских были мореплаватели и инженеры, исследователи и миссионеры. Эти русские люди действовали напористо, смело, отчаянно. Это были времена триумфа русской экспансии. Но уже в XIX веке обнаружилось, что слишком длинное транспортное плечо при слабой заселенности территорий Сибири и Тихоокеанского побережья не позволяло удержать Русскую Америку. Стало ясно, что если английский флот вмешается, Россия Аляску потеряет, поэтому Романовы предпочли продать ее своим союзникам американцам. Фундаментальный слом исторического тренда произошел в середине 60-х годов ХХ века. Тогда без всяких административных решений или каких-либо видимых объективных причин население вдруг изменило направлению движения, которое длилось более пятисот лет, и двинулось в диаметрально противоположном направлении — сворачиваясь к территории начального исхода. Первыми начали возвращаться русские с Закавказья. В 1970-е годы в этот процесс включилась Центральная Азия, хотя еще и продолжались демографические выбросы в сторону Севера и Дальнего Востока. С 1980-х годов постепенно пришла в движение и остальная территория СССР. После 1991 года — уже без пристального вглядывания — заметен всякому четкий рисунок так называемого «западного дрейфа». Пятисотлетний русский тренд движения от центра к периферии оказался завершенным. А вместе с ним пришел страх. Страх отступающего, обороняющегося, «остывающего» населения. Населения, теряющего градус пассионарности. ГОРЕ ОТ УМА Советским Союзом русские были вылеплены под определенный вид деятельности, представленный линейкой профессий — инженера, ученого, врача, офицера. Люди прошли необходимые для этого школы, университеты, настройку родительского и школьного воспитания. Эти люди были эффективными в вышеупомянутых профессиональных нишах, но случилось так, что в начале 1990-х годов эти ниши были разрушены, профессиональная деятельность девальвирована. А к деятельностным нишам более низкого уровня русские были не приспособлены и потому проиграли конкуренцию нерусским. Но не потому что русские менее конкурентоспособны и не потому, как некоторые утверждают, что русские — растерявшиеся индивидуалисты, не способные к сплочению, а восточные и южные народы, напротив, держатся диаспорами, кланами, семьями и хранят высокий градус этнической солидарности. Дело в другом, традиционные формы общежития «заточены» на более примитивные виды деятельности. Великобритания в свое время переживала сходную ситуацию, когда из специфической торговой сферы (маленьких уличных магазинчиков) было вымыто все местное население. Почему? Потому что местное население представлено нуклеарными семьями, члены которых привыкли работать восемь часов в день, после чего магазин закрывается, и люди начинают заниматься семейными делами, идут в театр, спешат на Party и так далее. Но вот приезжает большая пакистанская семья, в которой восемь работоспособных членов семьи, и открывает магазин, работающий круглосуточно: ведь они могут подменять друг друга. Оказывается, что традиционная система более конкурентоспособна. Что-то подобное произошло и у нас. Многие русские, которые работали в Закавказье и Центральной Азии и были там «особыми» людьми, возглавляя кафедры, цеха, заводы, институты, научные школы, внезапно потеряли статус. Они стали менее обеспеченными, защищенными и уверенными в себе, чем, к примеру, удачливый продавец апельсинов или гранатов. Социальная система рушилась до этажей наиболее устойчивых, — ведь такие виды деятельности как торговля, сфера услуг не убиваемы (социальная ткань должна распасться окончательно, чтобы они исчезли). В СССР на протяжении 70-ти лет предпринимательство было наказуемым видом деятельности, поэтому естественно, что ни навыков, ни компетенции самостоятельной, хоть и более примитивной организации жизни у нашего населения не хватало. Но со временем все устоялось: среди русских подросло поколение хваткое и до торговли, и до современных форм глобального маркетинга. КУЛЬТУРНАЯ СКРЕПА Язык, вера и традиция, как элементы культуры, позволяют человеку, находясь в различных социальных пространствах, оставаться собой. Но в то же время, единые язык, вера и традиция не гарантируют единства страны и народа, — яркий пример чему дробность и конфликты арабского мира. Поэтому аргументация отечественных традиционалистов, требующих обязательной вероисповедной, языковой, этнической гомогенности, остается неубедительной, так как за условие, решающее задачу сохранения единства России, выдается условие влиятельное, но недостаточное. Экспансия более сильных западных культурных норм и идей оказалась разрушительной для восточных культур, она расколола их культурные пространства, заразила их своими представлениями о благе и политической форме. С Россией может произойти подобное. Мы боимся чужой культурной экспансии, и одновременно гордимся собственным историческим успехом, подтвержденным обширной русской геокультурной периферией. Гордимся прошлым и боимся за будущее. Поиск национальной идеи — это попытка нащупать культурную скрепу, сформировать опорный каркас, укрепить хребет самого крупного в мире странового тела. Иначе коренной Голиаф может быть повержен пришлым Давидом. Нам нужно понимать, что за совокупность ценностей, разделяемых народами, живущими на нашей территории, заставляет пассионариев этих народов гасить в себе импульсы сепаратизма, ради сохранения «силы в единстве». Этот ответ должна, нащупав, дать культурная политика. Способны ли мы на такую культурную политику? И да, и нет. КУЛЬТУРА МИРА И ВОЙНЫ Ведущая функция культуры — легализовать и удержать разнообразие. Культура стремится к поляризации, играет в многообразность, дразнит потребителя, травмирует творца, в результате чего и происходит культурная игра, которая будучи благотворной, порождает общий культурный рост. Но иногда роста недостаточно, или он слишком медленный. Для сохранения единства в новом историческом контексте нужен отчаянный прыжок. Культурная революция — это прыжок в будущее. Сложность управления этим процессом в том, что не всякая полярность креативна и не всякая игра безопасна. Не будем слишком буквально толковать диалектику, провозглашая всякую противоположность источником развития. В жизни — одна противоположность эвристична и порождает новый культурный продукт, некие нравственные феномены. Другая противоположность — порождает войну, геноцид и эмиграцию. И в этом смысле культура содержит в себе предпосылки как к миру, так и к войне. А раз так, то кто-то несет ответственность за последствия культурной революции. Я с трудом представляю себе менеджеров культурной политики, осознанно отбирающих те или иные элементы культуры, и составляющих из них словно мозаику ту или иную картину мира или войны. КУЛЬТУРА НИЧТОЖЕСТВА Культурная политика не имеет никакого отношения к бюджетной строчке, формирующейся по остаточному принципу или к вопросу об объемах государственной поддержки деятелей и объектов культуры. Скорее она — способность порождать трансцендентные смыслы, за-национальные ценности и универсальные мегапроекты. Последние из указанных, как правило, носят утопический характер: таким был проект строительства Третьего Интернационала, таким являются проекты современного политического ислама и западного либерализма. Все они — универсалистские проекты. Крайне важно, чтобы у утопии имелся ясный организационный проект, чтобы комиссары утопии умели работать с масштабом, то есть готовы были разворачивать свои идеи на больших территориях и в массах людей. В Советском Союзе система ценностей была укоренена в марксистской онтологии, находившейся в резонансе с чаяниями миллионов, здесь хватало и немецкого рационализма и французского утопизма, поэтому советская Россия влияла на ситуацию во всем мире. Правда, чем дальше, тем влияние было слабее. Поскольку регулярный самообман и запрет рефлексии, — куда большая опасность, чем стратегические инициативы «американской военщины». В современной России универсалистской системы ценностей нет. Политический истеблишмент онтологически пуст и нравственно дрябл. Поэтому российская власть на формирование мировой повестки дня не влияет. Она пока исключительно учится отстаивать свои частные интересы. Не более того. Когда элита ничтожна, она несет на себе культуру ничтожества. В результате Русский Мир сжимается подобно шагреневой коже. Спасает одно — эта кожа невероятно огромна. Наше цивилизационное пространство подъедают со всех сторон, — не потому, что у «врагов» России столько сил, а потому что мы в культурно-политическом смысле остаемся пугающей «черной дырой». |
![]() ![]() |
TanyaR |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Заслуженный пенсионер ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 9 426 Регистрация: 12.12.2006 Пользователь №: 34 ![]() |
Русский архипелаг является продолжением проекта Остров Крым, но уже в более глобальном масштабе. Сайт проекта ведется лично Градировским. Позиционируется, как информационно-интелектуально-филосовский портал для обсуждения концепции Русского мира.
http://www.archipelag.ru/ На ресурсе выложены работы Градировского, которые он считает нужным придать публичности. (вернуться) ================================================== В минувшем году в Томске появился серьезный претендент на место в ряду "городских легенд". Назвали его "Васюганским кальмаром", единственным в мире пресноводным представителем отряда десятируких головоногих моллюсков, или Teuthida vasuganis, если на латыни. И это не шутка, да-да. "Отцом" Васюганского кальмара стал Сергей Градировский, российский эксперт городского развития, ныне директор Агентства по развитию города Томска, придумав его однажды за обедом с очередными гостями города. Идея постепенно начала приживаться благодаря городскому сообществу, формирующемуся вокруг идеи Томска 3.0 - нового постиндустриального города. «Васюганский кальмар» — бренд Томской области, который, по мнению его создателей, может помочь серьезно продвинуть регион. Идея «Васюганского кальмара» родилась около года назад, когда некоему гостю города в шутку рассказали, что кальмара, которого он ел в одном из кафе Томска, поймали в васюганских болотах. Идея хорошо «выстрелила», гость поверил, и слух об уникальном кальмаре разошелся в городском сообществе. «Васюганский кальмар» таким образом стал чем-то вроде лох-несского чудовища. Рыбный день: Васюганский кальмар, или приживется ли в Томской области свое Лох-Несское чудовище? / Томский Обзор http://obzor.westsib.ru/article/384988 Васюганский кальмар | Facebook https://www.facebook.com/VasuganskijKalmar И ещё от Градировского: Член экспертного совета при правительстве РФ Сергей Градировский на международной научно-практической конференции, посвященной антропологии, сообщил, что уже через 30 лет средняя продолжительность жизни человека на Земле достигнет 120 лет. 120-летняя продолжительность жизни станет нормой для передовых стран через 30 лет. Отставание России составит 10-15 лет, – говорит ученый. По мнению специалиста, продолжение увеличения жизни – историческая закономерность. За несколько последних столетий человечество «сделало два рывка по 30 лет». Неизбежен и третий рывок. --------------------------------- Вообще, обращает на себя внимание зацикленность Градировского на числе три. Это и третий рывок в 30 лет, и третья протестантская реформация, проект Томск 3.0, построение третьей республики на Украине, третье возрождение Севастополя и т.д. и т.п. (вернуться) ================================================== Русский Ислам На раннем этапе, когда реализация проекта казалась некоторым вполне реальным делом, в связи с ним упоминались в основном тогдашние руководители так называемого «Центра стратегических исследований» ПФО (Поволжского федерального округа) С.Градировский и П.Щедровицкий, а также стоящий за их спиной известный политтехнолог Е.Островский. Главным прикрытием команды «сверху» служил бывший полпред президента РФ в ПФО С.Кириенко. Попыткам реализации «русского ислама» на практике предшествовало заявление Градировского, сделанное в частном разговоре с саудовским эмиссаром Ад-Турки: «На проект отпущены крупные суммы из Саудовской Аравии, и именно мы должны их освоить». Помимо этого, Кириенко, осуществлявший прикрытие проекта «сверху», приблизительно в конце 2001 – начале 2002 года совершил довольно продолжительную поездку в США. Началу активной деятельности «методологов» в данном направлении предшествовала аналитическая работа, предпринятая в рамках ЦСИ ПФО. Поскольку собственным аналитическим ресурсом данная структура практически не обладала, то работа была проделана по схеме: сначала был заказан аналитический доклад по обстановке в собственном округе двум квалифицированным исламоведам, а когда работа была сделана и попала в распоряжение Градировского, приглашенные эксперты были изгнаны из «аналитического центра». Заявленной целью «исламского проекта» была нейтрализация ваххабитской угрозы, а подлинной – как раз исламизация России, разжигание в ней этноконфессионального конфликта и «освоение» саудовских (и других) финансовых потоков. Аналитический доклад «Политический ислам (интегризм) в ПФО» - весьма квалифицированное исследование обстановки в округе, подготовленное профессионалами. В нем прослежена краткая история движения; проанализированы его организационные рамки, способы вербовки членов «ячейки» (общины), основные информационные технологии, применяемые интегристами, пути и способы финансирования, приемы обучения, главные политические принципы движения. Особое внимание уделено персоналиям. Отмечено, что первый удар при «освоении» того или иного региона интегристы наносят по традиционному исламу и тем исламским структурам, которые лояльны по отношению к российскому государству. В своей записке Градировский предлагает выведение проблематики на международный уровень,совместные проекты с США и странами ЕС (на их средства), создание русскоязычной исламской библиотеки (РИБ) (на базе медресе «Махинур»), включая выставление ее в Интернете. Главное предложение Градировского – конкордат между российским государством и «Высшим Исламским советом России», создание которого в тот момент было начисто провалено кириенковцами в силу непреодолимого антагонизма между двумя главными лидерами российского ислама – Т.Татжуддином и Р.Гайнутдином, что вызвало сильное недовольство В.В. Путина, бывшего на тот момент Президентом РФ. Направление, связанное с исламским образованием (и в том числе с созданием Исламского университета) – лишь одно из «восьми управленческих решений», предлагаемых Градировским. Была сделана попытка реализовать его после встречи Кириенко с Президентом. «Русский ислам» вызвал бурное противодействие как в православной правозащитной среде, откуда были высказаны бесспорные замечания, касающиеся фактически прямого подрыва «политтехнологами» светского характера российского государства, так и в среде самих российских мусульман. Причем это касалось мусульман, принадлежащих к различным духовным управлениям (Обращение заместителя председателя ЦДУМ России муфтия Фарида Салмана от 16 декабря 2002 года, № 51 к Президенту РФ В.В. Путину; Заявление доктора философских наук Али-Вячеслава Полосина и академика РАЕН Иман-Валерии Пороховой от 21 апреля 2003 года). Породив бурный скандал, «методологи» поняли, что, допустив утечку информации, причем на самом раннем этапе реализации проекта, они крупно подставились. В результате в прессу была заброшена идея о «неудаче» проекта и его «сворачивании». http://amin.su/content/analitika/9/164/ ---------------------------------- Любопытная деталь. В середине 2014 года в Севастопольском инфополе появилась группа Вконтакте «Ислам Севастополь» http://vk.com/club77507132 Он практически пустой и без какой либо активности, лишь немного базовой информации об исламе для неофитов. Пока что это «консерва». Т.е. ресурс для будущего. Такие делают заранее, т.к. свежезарегистрированные ресурсы не вызывают доверия. Также на севастопольских форумах в период «Русской весны» повсплывали аккаунты с явно русофобским мнением, с 1-2 сообщениями, но зарегистрированные аж в 2008 – 11 годах. И вдруг начали выдавать по сто сообщений в день. В течение пару дней у них было несколько сот сообщений и давняя дата регистрации – со стороны можно было подумать, что это корифеи ресурса. (вернуться) ========================================== Томск 3.0. Как всё начиналось: http://tomsk-novosti.ru/tomsk-3-0/ Представители мэрии и эксперты презентовали журналистам новый проект развития города. Телемост «Постиндустриальное развитие российских городов» прошел в минувшую среду в пресс-центре агентства «РИА Новости». В Томске в нем приняли участие два заместителя мэра – Анатолий Абрамов и Денис Молотков. На связь из московской студии выходил мэр Николай Николайчук, эксперт городского развития Сергей Градировский и член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Петр Щедровицкий. Вместе они презентовали проект «Томск 3.0». Его суть – создать в городе особую креативную среду. Сделать Томск привлекательным для жизни и для работы, остановить миграцию талантливых молодых людей и привлечь в город квалифицированные кадры для построения новой экономики знаний. Как именно? Это должно решить городское сообщество совместно с представителями власти, образовательной и бизнес-элиты. Но конкретные шаги по вовлечению горожан в процессы преобразования Томска запланированы уже на этот год, к ним относится создание Агентства развития города, сити-инкубатора, в котором будут выращивать проекты, посвященные развитию городской среды, а также переосмысление градостроительной политики. Согласно трактовке идеологов проекта, «Томск 1.0» – город купеческий, «Томск 2.0» – индустриальный, «Томск 3.0» – проект, который позволит городу «ворваться» в креативное, постиндустриальное будущее. По мнению мэра, важно уделить внимание «Томску повседневности» – конкретным улицам, подворотням, закоулкам, площадям, кофейням, арт-объектам, транспорту, местам памяти, всем другим общественным и приватным городским пространствам, но это удастся сделать только "включив и поддержав инициативу самих горожан". Томск 3.0 станет городом, "который будет отражать определенный экономический уклад, город, который отразит в себе самые последние достижения технического прогресса, и, одновременно, город, который будет максимально чувствителен к человеку, сомасштабен ему. Открытая группа Томск 3.0 уже создана в Facebook. Томск 3.0. Итог: http://www.tomsk.ru/news/view/96366 «Агентство развития Томска» обанкротилось, оставив миллионные долги. Арбитражным судом Томской области прекращено производство по делу о несостоятельности муниципального унитарного предприятия «Агентство развития города Томска». В суд обратилось ООО «Горсети», которому агентство задолжало более трех миллионов рублей. На предприятии в мае 2014 года был утвержден арбитражный управляющий, член «Сибирского центра экспертов антикризисного управления» Вадим Чайка. В октябре он представил отчет о финансовом состоянии «Агентства развития города Томска». Управляющий заявил, что у агентства не только нет средств для возврата задолженности, но и недостаточно их для возмещения судебных расходов, в том числе для выплат вознаграждения самому арбитражному управляющему. Вадим Чайка также пояснил: директор «АРТ» Сергей Градировский сложил с себя полномочия, найти его и получить документацию о деятельности предприятия не удалось. Учредитель агентства – мэрия Томска – смогла предоставить только бухгалтерскую отчетность. Платежеспособность должника восстановить невозможно, признаков фиктивного или преднамеренного банкротства в действиях руководства «Агентства развития города Томска» нет, говорится в отчете управляющего. Суд принял решение о прекращении производства. «Агентство развития Города Томска» учреждено мэрией города и мэром Николаем Николайчуком в конце 2012 года. Агентство создано с целью способствия социальному и экономическому развитию Томска. В частности, организация являлась основным исполнителем проекта «Новые остановки Томска», а также должна была выступить в качестве оператора в создававшемся промышленном парке. (вернуться) =============================================== Началось всё вот так: Сжато, но достаточно понятно Сергей Градировский изложил суть разработанной концепции стратегии развития Севастополя. В ходе презентации концепции развития Севастополя до 2030 года эксперт по градостроительству, Сергей Градировский рассказал о перспективах организации полного ремонта всех кораблей Черноморского флота на севастопольских предприятиях, о задействовании резервов удлинения причальной стенки для города без ущемления нужд соседей, о переносе офисов руководящих учреждений из исторической части города, скажем, на Зеленую горку, о реальных планах строительства на мысе Херсонес муниципального гражданского аэропорта. Не в пику Симферополю, куда севастопольцам и гостям Южнобережья, надо признать, кататься не совсем удобно. Присутствующие в зале также услышали о намерениях прокладки дорог, что оптимизирует движение общественного транспорта. Логично участие севастопольцев в реализации президентской программы по военно-исторической и историко-культурной тематике для учащихся школ российских городов. Счет ребят, желающих прикоснуться к глубокому прошлому Севастополя, может идти на сотни тысяч, если не на миллионы. Все эти усилия направлены на то, чтобы в конце концов городской бюджет был не дефицитным, а профицитным. В связи с этим высокие требования предъявляются к власти. Только компетентный, открытый, честный управленец сможет постепенно (максимум - за пятилетие) убедить субъекты экономической деятельности жить по закону. Только такому управленцу дано потребовать от предпринимателей войти в правовое русло. Здесь в ликвидации разрыва между властью и народом свое слово может сказать общественная палата. Нельзя также без общественной экспертизы строить значимые объекты. -------------------------------------- Стоит обратить внимание, что идея создать концепцию развития города, родилась у Градировского не после возвращения Севастополя в Россию, а до. В комментариях к одной из богословских статей Градировского, можем найти вот такой: |
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 8.7.2025, 4:32 |