Прощеное воскресенье, особенный день, когда примирясь друг с другом мы пытаемся примириться и с Богом. По святоотеческому преданию советуют оставлять слова в молитве «Отче Наш» — «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим», если по той, или иной причине человек не хочет примириться со своим ближним. Не оставляя прегрешения которые совершил ближний против тебя, не пытайся выпросить у Бога прощения своего долга и своего греха. И если уже соотносишь прощение своих грехов с тем, что ты должен прощать обиды, то ты уже приближаешься к христианскому образу жизни.
И вот сегодня Церковь призывает нас, к той Божественной попытке, которая и возможна только в лоне Православной Церкви, увидеть в своем ближнем чадо того отца, которого мы называем Богом. Увидеть, совершая невозможную возможность, образ и подобие Божие в том человеке, который по тем или иным причинам не очень нравится, не очень любим, не очень приятен. Прорваться в эту последнюю глубину где раскрывается человеческое, подлинно человеческое, то, что любит Господь, и то, что Господь призывает к вечности и спасению. И вот это есть первый шаг, первое движение нашего сердца и нашего ума навстречу Воскресшему Христу.
В течении сорока дней и Страстной седмицы мы будем проходить все образы покаяния, все образы падения человеческого и все образы восстания. И если мы будем относиться к этому творчески, рассудительно, призывая благодать Божию, помощь Божию, то мы сможем понять, как люди в свое время, такие же, как и мы из плоти и крови, услышав евангельское благовестие начинали бороться за свою душу. Начинали преодолевать внешние сумерки, преодолевать гравитацию греха, пошлые у губящие повседневности и всех страстей которые покушаются на нашу жизнь и на нашу душу, и на дело спасения. И вот образы великих святых, подвижников, которые не рождались святыми, но становились святыми, будут проходить перед нашими глазами и во время чтения канона Андрея Критского, и тогда когда мы будем вспоминать равноапостольную Марию Египетскую и преподобного Иоанна Лествичника, и святителя Григория Солунского и так далее. Но об одном мы не должны забывать, что за всем этим стоит любящий Христос предложивший нам свое Тело и свою Кровь, свою Жизнь. Который был распят, поруган, погребен и Воскрес чтобы обрести наши души, примирить с вечностью и даровать нам радость Царствия Небесного. Мы должны понимать, что это дни особой светлой печали которые обращаются к самому глубинному, самому существенному и самому главному, что есть в нашей душе, тому лучшему, что уже сформировано православной Церковью и православным вероучением, чтобы это лучшее стало еще лучшим, в том смысле, что наполнилось благодатью, преобразилось и стало качественно иным, так чтобы мы ощутили вкус этой святости, вкус присутствия Божия, вкус милости Божией. И вот тогда появляется ревность, появляется устремленность, и появляется подлинное желание становиться большим чем ты есть в настоящий момент, что и требуется от христианина, потому что в Церкви человек есть, не то, что он есть, а то, чем он должен стать, и это становление обращено к абсолютной святости. Желаю хорошего, благоприятного поста, доброго поста, мирного, исполненного благодати Божией, премудрости и радости духовных побед.
Протоиерей Николай Доненко,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде.