Несколько слов из жизни парнокопытных
В Библии часто упоминаются животные, они используются в качестве образа в проповедях Иисуса Христа. Присмотревшись к повадкам волков, овец и козлов есть возможность открыть для себя много нового из Священного Писания, и взглянуть на церковную жизнь более трезво.
Овца — парнокопытное животное; питается травой естественных и сеяных пастбищ, мелкостебельчатым сеном, яровой соломой и силосом. Рацион овец зависит от пастуха, чем хуже пища и условия содержания, тем хуже общее состояние животных: потеря в весе, изменение качества шерсти, болезни. Овцы беззащитные существа и совершенно не умеют бороться с внешним врагом. Известны случаи, когда волк, забравшись в овчарню, вырезал всех овец до единой. У овец слабое зрение, оттого у них сильно развито чувство стадности: куда одна — туда и другая, и третья. Ввиду отсутствия постоянного вожака в стаде, его функцию по воле человека выполняют козлы, они прекрасно ориентируются на местности, и в отличие от овец быстро приспосабливаются к изменениям. Овцы же, не любят и боятся всего нового, это свойство отражает русская поговорка: «Уперся, как баран, на новые ворота». Без козлов управлять отарой трудно, но содержать их вместе с овцами нельзя из-за сильного запаха.
Все выше перечисленные качества знакомы человеку с незапамятных времен, были они известны и во времена земной жизни Иисуса Христа. Поэтому не случайно Спаситель применял образы этих животных, через них было проще донести основную мысль слушателям. Как ученики Его не пренебрегали природными качествами овец и козлов, слушая своего Учителя, не буду и я оставлять без внимания их повадки и особенности.
О пастырях
«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам» (Ин.10:1,2). Эти слова Господь говорит не только ученикам, но и вопрошающим Его фарисеям, которые думали что они зрячие пастыри народа избранного (Ин. 9:39-41). Для одних, эти слова к обличению нечестия, для других, к обретению навыка различения пастырей от разбойников. Из приведенного отрывка видно, что речь идет именно о пастырях, о том, что далеко не все из них, пастыри в подлинном смысле этого слова. В отрывке есть прямое противопоставление «пастыря» «вору и разбойнику». «Двор овчий» это Церковь, дверью в неё является Господь наш Иисус Христос, входящий ею «есть пастырь овцам». Возможно ли стать пастырем в Церкви не войдя дверью? Нет, не возможно, как раз об этом Спаситель говорит фарисеям, вопрошающим у него: «неужели и мы слепы?» (Ин. 9:40), на что слышат ответ Иисуса: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:41).
Как же слепой может попасть во «двор овчий инуде» и быть призванным на иерейское служение минуя Иисуса Христа? Формально, в рамках установленных правил, по самому факту хиротонии, вне зависимости от степени благочестия, наличия или отсутствия даров Духа. Это путь «воров и разбойников». Вор мошенничеством крадет иерейство скрывая свой внутренний мир. Вор по славянски «тать» — тайный похититель. Старинное значение слова вор — это мошенник; своровать, смошенничать, сплутовать. Разбойник это тот, кого призвали «во двор овчий» близкие по духу, как подельники зовут в банду своего приятеля.
Они входят во двор овчий не получив повеления Иисуса Христа «паси овцы Моя», без честного ответа на вопрос: «любишь ли ты Меня больше, нежели они?», а без любви к Богу не бывает искренней, жертвенной любви к ближнему. Такую любовь нельзя подделать, она «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается…» (1Кор.13:4,5). Такая любовь бывает у тех, кто «вошел дверью», не просто откликнулся на призывающую благодать исходящую от Отца (этого не достаточно), но и пришёл к Сыну; и не просто пришёл, но и вошёл через Него в Церковь. Не лицемерием и обманом похитил иерейскую хиротонию, а любовью открыл дверь в Царствие Небесное и получив дары Духа, с боговедением (т.е. ключами Царствия) вошел во «двор овчий».
«Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин.10:3-5). Сам Господь отворяет дверь пастырю, и он входит к овцам зная каждую по имени. С именем связаны свойства, особенности поведения, характер животного, т.е. истинный пастырь обладает прозорливостью Адама, способностью видеть внутреннего человека, и властью говорить «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Такие пастыри пасут стадо Христово «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2Пет.1:16).
Овцами в Церкви являются неофиты, те, кто еще не умеет питаться самостоятельно и вынужден употреблять то, что дают. Добрый пастырь поступает по принципу святого Кирилла Александрийского, который говорит: «Отсеки бесполезность истории и сними как бы древесину буквы, и дойди до самой сердцевины растения, то есть тщательно исследуй внутренний плод заповеданного и употреби в пищу». Для того чтобы овцы не болели и не умирали, пастырь следит за их рационом и учит добывать полезную пищу самостоятельно. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). Добрый пастырь уподобляясь Христу «душу свою полагает за овцы», и не бегает как наемник при виде волка. Его голос знают овцы, потому как призывающая благодать, исходящая от Отца, указывает им сына возлюбленного, того, кто способен вывести овец той же Дверью, что и вошел сам. Чтобы и овцы вверенного ему стада обрели «пажить» (Ин. 10:9), и по слову Христа через Него пришли к Отцу. И «овцы за ним идут, потому что знают голос его» — ярким проявлением этих слов в Церковной жизни есть открытые всему миру общины, созданные Богом вокруг истинных пастырей. Те, кто бывал в таких общинах никогда не спутают голос пастыря с голосом «вора и разбойника», иерея с требоисполнителем.
От овцы к козлу и волку
Откуда же появляются «воры и разбойники», куда идут, и кому служат? Вор и разбойник — это диагноз, образ мыслей, уродливая трансформация неофита (овцы), испорченного неправильным питанием, «фарисейской закваской». Вследствии болезни и духовного умирания овца теряет зрение и слух, перестает видеть свое место в Церкви. Такой человек неминуемо гибнет, т.к. «семь других духов» обязательно возвращаются на «выметенное и убранное место» (Лк.11:25, 26). Из них получаются те, кто потом всю оставшуюся жизнь рассказывают что «бог у них в душе, поэтому в храм ходить не обязательно». Таких 90% от всех принявших крещение в Православной Церкви.
Но есть и такие, кто вместо того, чтобы вернуться и снова войти «дверью» Нового Завета «во двор овчий», упираются в неё «как бараны в новые ворота» и всеми силами пытаются встроиться в видимую (ветхую, фарисейскую) систему ценностей, культивируемую тем или иным приходом. Через такое извращение сознания из бывших овец получаются козлы, они так же вонючи и бодливы, как их животные прототипы. Под вонью и бодливостью следует понимать пренебрежительное, и временами даже враждебное отношение ко всем, кто не разделяет их взглядов. В отличии от овец, козлы прекрасно ориентируются на местности и совсем не нуждаются в пастухе, что указывает на способность евангельских козлов жить в мире с падшим миром, им Пастырь не нужен, Его голос не знаком и не интересен. И поскольку Царствие Небесное не является частью видимого мира, его поиском козлы не занимаются. Поверхностное отношение к Священному Писанию еще одна отличительная черта этой категории верующих. У них, все события описанные в Библии четко сегментированы на те, что уже когда-то, тысячи лет назад произошли, и те, что должны свершиться. В настоящем ничего нет, кроме суетных мыслей о призрачном будущем и безвозвратно ушедшем прошлом. Все это смешивается с показным смирением, и обязательно сопровождается сетованием на свою греховность и неспособность быть такими же христианами, как святые прежних веков. Этот тяжелый, гнетущий дух накладывает свой отпечаток на лица, и даже в Светлый Праздник Воскресения Христова на них не бывает радости.
В такой мертвящей атмосфере, некоторым «из особо продвинутых», приходит мысль войти в причт, а затем, и в клир. Те из козлов, которые решаются вступить на этот путь, деградируют до уровня волков и копируя природные повадки животных всегда придерживаются стаи. Группируясь вокруг сильного вожака они защищают интересы семьи, думая при этом, что стоят на страже Церкви. Иерейское облачение служит им овечьей шкурой и пропуском «во двор овчий». Гордыня, духовная слепота, оккультное отношение к Таинствам роднит их с евангельским персонажем — Симоном-волхвом, он так же, с завистью смотрел на апостолов и мечтал о возложении рук. Мздой за иерейство могут быть не только деньги, но и обещание служить епископу слепо и бездумно, а не верой и правдой. Они послушно обслуживают некую корпоративную идею в рамках определенных границ так называемых приходов. Их миссия ограничивается исполнением треб и присутствием на светских мероприятиях, произнесением пространных и пафосных речей о идеях мира и гуманизма, добра и братской любви.
Козлов и волков отец и господин
Какими бы высокими идеями не руководствовались самозванцы (воры и разбойники), они приходят в Церковь «чтобы украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10), и не потому, что умышленно имеют желание вредить — нет! А потому что иначе действовать не могут, ибо не познав Истинного Бога служат другому господину, тому самому «зверю», «волку», «рыкающему льву», древнему змию — сатане. Как и любой хищник, диавол имеет свой ареал обитания и места удачной охоты. Приходы, где нет пастырей, являются для него идеальным местом для добывания пищи приятной на вкус. Там воры и разбойники служат загонщиками козлов, сгоняя упитанные стада в широко разинутую звериную пасть, и потом когда масштабы катастрофы становятся очевидными даже непосвященным, бегают как наемники при виде волка. Их деятельность является причиной всех социальных катастроф, войн и революций.
Так есть и будет до восьмого дня
Наличие козлов в Церкви не дефект, и не следствие её упадка. Козлы, как и овцы, чётко встроены в «единую Святую, Соборную», они необходимый инструмент саморегуляции всей Системы, их невозможно изъять, они будут в Церкви до конца времён. Сказано Прийдет «и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф.25:32). Козел и овца — это внутреннее состояние верующих, на момент «здесь и сейчас», оно бывает нестабильным, может переходить из одного в другое, и отделение одних от других происходит каждый день. И пока человек жив, у него есть шанс сделать окончательный выбор, между козлом несмысленным, влекомым в пропасть волками, и овцой, способной слышать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15).
Комментарии
4