Утраченные возможности
Слухи о возрождении Православия на так называемом постсоветском пространстве слишком преувеличены, двадцать лет свободы и мирной жизни мы не смогли использовать на духовное просвещение Народа, православная миссия провалена полностью. За это время выросло целое поколение идеологически и духовно стерильных людей.
Общество опять разделилось на бедных и богатых, и пропасть между ними неуклонно растет. Еще немного и лозунг «верхи не могут, низы не хотят» опять станет актуальным. При всем кажущемся благополучии церковной жизни на поверку выяснилось, что Церкви нечего предложить своему Народу, то есть, заменить капиталистического идола попросту нечем. Конечно, разговоры о вечной жизни ведутся и даже делаются попытки что-то объяснить людям с экранов телевизоров, но, как-то вяло и неубедительно, без огня, поэтому не цепляют, не привлекают внимания. Церковь, в современном ее виде, больше стала похожа на здание городского архива в котором служащие бережно хранят некие важные знания, но суть этих знаний, и как они должны применяться в каждодневной жизни, уже никто не помнит. Кое где в Архиве, среди пыльных стеллажей с книгами, еще можно встретить людей понимающих, но их очень мало, их голос не имеет решающей силы. Повсеместно процветают суеверия и псевдохристианские апокрифы. Одиозные исторические личности такие как Иосиф Сталин и Иван Грозный в сознании некоторых мирян и клириков возводятся в ранг святых. Где-то вынашиваются идеи возрождения монархии. Дремучее невежество как болезнь, заразив клир, получило возможность беспрепятственного распространения среди верующих. Те немногие, что во главе с Патриархом выступают за миссию внутри Церкви и за ее пределами постоянно сталкиваются с непониманием среди своих братьев.
Омут коллективного бессознательного
Время от времени плоды невежества выходят наружу в виде мятежей и расколов, но мы быстро торопимся от них отмежеваться не задумываясь о причинах. А задуматься не мешало бы. К примеру, часто ли мы размышляем над текстами Библии, над качеством нашей коллективной (церковной) или частной молитвы? Насколько наше понимание молитвы совпадает с ее текстом и смыслом заложенным в него Святыми Отцами? Осознаем ли мы степень ответственности за каждое произнесенное слово? Не приближаем ли мы очередную катастрофу в нашей многострадальной стране? Чтобы понять к чему приводит невнимательное, теплохладное отношение к вере, достаточно войти в любой храм во время богослужения. Переступив порог, мы тут же становимся заложниками стадного инстинкта и начинаем повторять движения присутствующих людей, например крутиться на 360 градусов вслед за священником с кадилом. Бессознательное, под слова «отложим попечение» запускает по храму бабушек с подносами для пожертвований и превращает службу в базар с шорохом одежды и звоном монет. Если задать вопрос «зачем?», вам ответят «надо!», и так во всем, от утреннего и вечернего правила до подготовки к исповеди и причастию. Когда умственные усилия верующих направлены на исполнение внешней формы без понимания внутреннего содержания, начинают происходить дикие вещи.
За обличением наказание
Любое бездумное делание опасно и разрушительно, как для индивида, так и для общества в целом, ибо приближает бедствия, и Церковь несет за это ответственность перед Богом и людьми. Посмотрите текст любой молитвы. Практически в каждой из них мы просим Бога что-то исправить, изменить, исцелить, и не только телесные недуги, но и душевные. Мы просим исцеления не имея ни силы, ни умной возможности принять этот дар. Отсюда постоянные искушения, падения, одни и те же, сотни раз повторяющиеся грехи, уже набившие оскомину от их перечисления на исповеди. Попросили, исповедали, получили исцеление — ждите проверку! Приготовьтесь к искушению, ведь лукавый сразу проводит экзамен на зрелость, насколько твердо нами усвоен урок. Но мы не учимся даже на собственных ошибках. Мы спим и приближаем день обличения и наказания! Почему-то принято считать, что умножение беззакония происходит во внешнем, отстраненном от приходской жизни Мире. Но это не так! Если члены Церкви перестают быть живыми свидетелями Откровения, светильниками веры, то Мир погружается в кромешную тьму. И когда беззаконие начинает переливаться через край, а «мирное житие» не совершается «во всяком благочестии и чистоте» на мировую сцену выходит демон войны.
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19). Война, как и любая техногенная катастрофа, в промысле Божием является последним инструментом принуждения, она изменяет сознание людей, заставляет заново пересмотреть жизненные ценности. Война, словно плавильная печь, очищает драгоценный металл от шлака. Во время войны нет времени для подготовки, а у кого как получится, тот, на таком уровне благочестия и перейдет в вечность. Куда там до осознанных поступков и решений?! Святые говорят, что христианин это тот, кто способен умереть за Христа «здесь и сейчас», в любую минуту своей жизни, и это его осознанный выбор в пользу вечной жизни, а не поведенческий инстинкт выработанный годами.
«Ныне время благоприятное, ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2), день заканчивается, времени не осталось. Строительство храмов, паломнических гостиниц, свечных заводиков и прочее накопительство материальных благ должно быть остановлено, и все средства направлены на работу с крещеным но, так и не воцерковленным населением, иначе не миновать нам войны и всех казней египетских.
Комментарии
0