Поздневизантийская пещерная лавра Монастырь был вырублен в крутых каменистых склонах Сарандинакиной балки, пролегающей в центральной части Гераклейского полуострова. Балка впадает в Южную бухту, ее общая протяженность около 6км, дно имеет плодородную почву и обильные природные источники воды. Памятник локализован в каменистом западном склоне балки, почти напротив ее восточного ответвления – Хомутовой балки, на высоте около 32 м над уровнем дна. В 1994-1996 гг. раскопки памятника проводила экспедиция Национального заповедника «Херсонес Таврический» под руководством Т.Ю. Яшаевой.
Как показали исследования, планировка монастыря в большой степени была продиктована условиями горно-балочного рельефа. Он состоял из центрального трехъярусного комплекса и отдельных пещерных помещений, расположенных на расстоянии друг от друга. В структуре основного пещерного комплекса выделено три блока: литургический, погребально-мемориальный и хозяйственный. Литургический блок представлен храмом, имевшим трехчастную планировку: алтарная часть, наос, нартекс. От других пещерных церквей Таврики его отличают различная ориентация алтаря и наоса и широкое использование в архитектурном оформлении цилиндрических сводов и ниш. На стенах храма и монастырских помещений высечены раннехристианские символы: кресты, корабли, буквы: альфа-омега, а также тамгообразные и рунические знаки более позднего времени. Погребально-мемориальный блок комплекса включал в себя семь костниц, грунтовое погребение и помещение со скамьей для отпеваний. Хозяйственный блок состоял из нескольких пещерных помещений, расположенных в среднем и нижнем ярусах: большого подвала с цистерной, винодельни, трапезной, кухни.
Трудовая деятельность монахов сарандинакинского монастыря не имела широкого размаха и диктовалась в основном насущными нуждами. На склонах балки выращивали виноград, производили вино, излишки которого, вероятно, обменивали на зерно. Нет никаких данных о занятиях монахами какими-либо ремеслами, например, металлообрабатывающим, косторезным или гончарным. Кувшины, горшки, чаши, миски и другая простая и глазурованная посуда, вероятно, покупались или обменивались.
Судя по набору керамики из нивелировочной подсыпки храма и слоя пожара, монастырь был основан не ранее середины XIII в. и функционировал до середины ХV в. Керамический материал, выявленный в монастырском комплексе, позволил не только уточнить время его основания и гибели, но и дал дополнительный хронологический репер для датировки других культовых пещерных сооружений поздневизантийской Таврики.
Внутренняя организация монашеского сообщества в Сарандинакиной балке имеет все признаки лавры: единый центр, включавший в себя храм, трапезную, кухню, хозяйственный подвал с цистерной, винодавильню и отдельно стоящие пещеры-исихастерии, входившие в структуру лавры. Популярность лаврского уклада среди херсонского монашества в XIV в. связана с победой в восточно-христианском мире паламизма и проникновением идей исихазма в Херсон. В те времена, наибольшее распространение в Византии получили монастыри с численностью от 10 до 20 иноков, к которым можно отнести и загородную лавру в Сарандинакиной балке Севастополя.
Татьяна Яшаева, заведующая отделом средневековой истории музея-заповедника «Херсонес — Таврический».
Комментарии
0