Есть такая улица. Набережная Достоевского — улица названная именем великого русского писателя расположена на Северной стороне Севастополя. Она идет от площади Захарова в сторону Инженерной балки, и хотя, Федор Михайлович никогда не был в нашем городе, судьбы многих его друзей были связаны с Севастополем, и оставили в нем заметный след. Да и сам Достоевский, после окончания инженерного военного училища в 1844 году должен был служить в Севастополе с Э. И. Тотлебеном. Они вместе учились и всегда поддерживали дружеские отношения. Но по окончании училища Достоевский подал в отставку, решив целиком посвятить себя литературе. В 1849 году, он, в числе многих, был арестован и осужден правительством Императора Николая I, за распространение письма Белинского к Гоголю и участие в тайных собраниях у М. В. Буташевича-Петрашевского.
Знакомый Достоевского по вечерам у Петрашевского Ипполит Матвеевич Дебу, юрист, служащий министерства иностранных дел, после известных событий, был осужден, разжалован, и переведен рядовым солдатом в Севастополь. Здесь его принял командир севастопольского военного порта адмирал Станюкович и сделал воспитателем своего сына — будущего писателя. Когда 20-летний морской офицер К. М. Станюкович в 1851 году вернулся из заграничного похода, Ф. М. Достоевский напечатал в своем журнале его «Главу из очерков морской жизни».
Непосредственное отношение к судьбе Севастополя имел и штабс-капитан Александр Иванович Пальм — поэт и драматург, участник собраний у Петрашевского. После 8-и месячного заключения в крепости был приговорен к смертной казни, замененной переводом из гвардии в армию. Служил на Кавказе и в Крыму, его полк стоял в Севастополе. В 1853-м он женился на племяннице подрядчика Волохова, строившего в Севастополе адмиралтейство. Как известно в доме Волохова была последняя квартира адмирала В. А. Корнилова. Во время обороны Севастополя полк Пальма занимал позицию на Малаховом кургане, а затем — на инкерманских высотах. В своем романе «Алексей Слободин», Пальм использовал псевдоним — Альминский, так как участвовал в сражении при реке Альма.
Еще один петрашевец и друг Достоевского Александр Пантелеймонович Баласогло, сын обрусевшего грека, служил на Черноморском флоте с 13 лет. Участвовал в войне с Турцией (1828-1829).
Когда шла Крымская война, Достоевский внимательно следил за севастопольскими событиями, здесь служил его друг, полковник Эдуард Иванович Тотлебен, он руководил материальной частью обороны города. Впоследствии, будучи уже генерал-адьюнктом, граф Э. И. Тотлебен обратился к Александру II с просьбой дозволить Достоевскому литературные занятия с правом печатания, и в 1859 году добился разрешения вернуться Достоевскому в Петербург. Достоевский писал Тотлебену: «Я был осужден за мечту, но вел себя честно».
Сразу после смерти Николая I, Достоевский, чтобы вырваться из солдатчины, написал по этому поводу стихотворение, и генерал-губернатор Западной Сибири Г. Х. Гасфорт послал его вдове Николая I с сопроводительным письмом и своей подписью. Сын Гасфорта Всеволод Густавович зимой 1854-55 гг., со своим полком занимал позицию на горе, которая теперь носит его имя. После Крымской войны там находилось итальянское кладбище.
Среди знакомых Федора Михайловича были и сестры Коровин-Круковские. Младшая Соня, чтобы иметь возможность учиться за границей, фиктивно вышла замуж за студента В. О. Ковалевского. В дальнейшем она стала известна как великий русский математик — Софья Владимировна Ковалевская. Старшая сестра Анна, к которой Достоевский испытывал глубокую душевную привязанность, вместе с мужем, французом Жакладом, в 1871 году сражалась на баррикадах Парижской коммуны, после чего им удалось вернуться в Россию. Достоевский хорошо знал брата мужа Софьи Ковалевской. Это был известный ученый-естествоиспытатель Александр Онуфриевич Ковалевский, чье имя сейчас носит Институт биологии южных морей, Национальной академии наук Украины. А тогда, в конце XIX века, эта биологическая станция была создана в Севастополе по инициативе Николая Николаевича Миклухо-Маклая, также знакомого Достоевскому.
В 1866 году по совету друзей Достоевский взял на работу стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 году стала его женой. Она пережила мужа на 37 лет и после его смерти бывала в Севастополе. Умерла в Ялте в 1918 году.
Таким причудливым образом судьбы людей тесно связанных с великим русским писателем, переплелись и с нашим славным городом.
Комментарии
0