Севастополь в течение двадцати лет после первой обороны, по свидетельству М. Ю. Арнольда, (строителя Владимирского собора в Херсонесе) находился в состоянии, близком к пустыне. Среди необозримых развалин островками возвышались отдельные обитаемые постройки. Крайняя бедность местных жителей, и, главное, полное отсутствие стимулов к возрождению города. «Печаль» – самое популярное слово в многочисленных путевых очерках о Севастополе того времени.
Только в 1875 году, после Высочайшего повеления, началось оживление города. Согласно Императорскому указу севастопольский порт и рейд должен был послужить торговым надобностям. Для реализации этих планов был переведен из столицы в Севастополь известный строитель инженер-полковник Федор Николаевич Еранцев. Первым делом ему необходимо было достроить Лозово-Севастопольскую железнодорожную ветку, вокзал и здание таможни. Закончив строительство ветки и железнодорожной станции довольно значительных размеров, он спроектировал, и взял подряд на строительство первоклассной четырехэтажной таможни. В 1877 году это здание стало украшением набережной Южной бухты.
Затем, с 1884 года, Ф. Н. Еранцев на долгое время становится городским головой, и инициатором планомерной застройки города. Его единомышленником стал молодой (28 лет) и честолюбивый городской архитектор Борис Александрович Рожнов, автор проекта музея обороны, строитель Херсонесского моста, и, очень вероятно, автор застройки Нахимовского проспекта, от нынешнего театра Луначарского до подземных туалетов. По существу все здания, построенные до 1893 года, должны были быть, либо спроектированы им, либо корректированы как городским архитектором. Однако из его построек, вероятно, сохранилась только одна – здание казенной женской гимназии. Но главным детищем тандема «Еранцев — Рожнов» стал Приморский бульвар, одно время называвшийся в народе «Еранцевским садом».
Чтобы убедиться в добросовестном исполнении обязанностей прежними городскими архитекторами, достаточно взглянуть на фотографии дореволюционного Севастополя. Серьезное отношение к застройке города, было и у тех, кто восстанавливал его центральную часть после Второй Мировой войны. Благодаря труду талантливых архитекторов Советского Союза центр нашего города имел такой же прекрасный и неповторимый облик, что и во времена Российской Империи.
А теперь, горожанин, оглянись вокруг и трезво содрогнись! Перед тобой разрушительные последствия мирной жизни, за десятилетия которой, выросло, окрепло, и пролезло во Власть поколение архитекторов и городских голов, с такими извращенными понятиями о красоте (возможно дело в плохой экологии), что попытка описать их вклад в строительство нашего города, приводит на ум, лишь одно культурное слово – печаль.
У городского головы Ф. Н. Еранцева в Севастополе было два дома, один из которых, с изуродованным фасадом, сохранился до наших дней. Он расположен на Большой Морской, напротив медицинской библиотеки.
Комментарии
0