Этот день всегда был особенный и к нему начинали готовиться уже с начала октября. Трудовые коллективы подводили итоги,газеты пестрили заголовками о достижениях и успехах, в коллективах раздавали премии, младшие школьники учили «монтажи» про Великий Октябрь, старшеклассники готовились к осеннему балу, а хозяйки припасали всякие вкусности. К этому дню квасили капусту, солили грибы, делали домашние колбаски, ну, и, конечно, пекли всевозможные пироги. Утром все шли к месту сбора, и чем ближе ты к этому месту подходил, тем веселее становилось на душе, и сильнее чувствовался праздник. Ноги сами бежали на встречу с друзьями, хотя, вот буквально вчера ты с этими же друзьями клял все на свете и праздник и демонстрацию. Говорил, что это — обязаловка, нарушение прав человека, свободы слова и вообще на западе бы такого не позволили. Там бы обязательно несли еще и плакаты «Громыко-дурак», «Косыгин- клоун». А здесь не придешь, лишат премии , а скоро конец года, ну и пиши потом объяснительные, что у тебя упал троллейбус дверями вниз. Вообщем, выходили из дома с недовольством, а за тобой по морозному воздуху все-таки волочился шлейф вкусных запахов из кухни.
Друзья тебя уже встречали со стаканом и фрагментами той закусочной картины, которая была у дома на столе, ты выпивал первую «за праздник» и этот праздник медленно и горячительно проникал в тебя и охватывал весельем. И ты уже готов был идти в рядах, соревноваться своей сплоченностью и красивым маршем с другими коллективами и даже на кой-то черт приветствовать тех, кто стоял на трибунах, изображая власть. Это сейчас каждая, даже паршивая собака, (потому что они ей угрожают смертью и стерилизацией) знает и администрацию города и членов городского совета, а в те годы был настоящий социализм и народу было все равно, кто у власти. Власть и отношение ее к народу не менялись уж так вот конкретно и часто, и особо ничем не выделялись, чтобы знать их фамилии и узнавать на улицах. Их дети учились с нами и в школах и в вузах, и ничем особенно не отличались.
Главная задача после встречи с друзьями и принятия первой рюмки, было увернуться от торжественного вручения тебе транспаранта или флага. Вот это была наиважнейшая задача. Потому что надо было с ним переться мало того весь путь, еще и нельзя было сдрыстнуть после прохождения трибуны. А вот если с высоты птичьего полета посмотреть на бывшие демонстрации, то видно сразу, сколько бы не кричали в рупора о сплочении вокруг партии, и что она нас вооружает идеями какими-то, и проч., и, что вот, как только ту партию увидишь, так прямо сразу «плечом к плечу…» и прочий маразм, так вот, после прохождения в колонне мимо той самой Партии, сразу же всем хотелось смотаться быстро-быстро. И с высоты птичьего полета, да даже с балкона, было видно, как стройные ряды рассасываются мгновенно и уходят пригибаясь сплоченными ячейками в разные стороны. А в колонне остаются только те неудачники или те, кому пообещали квартиру, машину или мебельный гарнитур вне очереди , в руках которых и оказались атрибуты праздника.
И все-таки это был праздник. Потому что вечером уже никто никого никуда не заставлял идти, а люди шли, смотрели на салют. И честно радовались и Октябрю, и даже про партию вспоминали. И казалось, что так будет вечно.
Мне было 14 лет, когда праздновала страна 50-летие Советской власти. Мне этот день запомнился на всю жизнь. Да многие в стране запомнили тот памятный год, это был так сказать апофигей гигантомании. Успехи следовали за успехами, стройка века за стройкой века. Никогда не забуду, как стояла я напротив дома по ул. Ленина 25, наша школа ожидала своей очереди пройти мимо трибуны, и думала «А вот когда будут праздновать 100 лет Октябрю, наверное такого наворотят, что просто жуть. Жаль, что мне уже тогда будет 64 года….» Ну, разве я могла предположить, что этот праздник, и даже целая страна уйдет в небытие? Нет, такого я не могла представить, казалось, что мы стояли на твердой почве светлого будущего, а оказалось, что это, действительно, колос на глиняных ногах. Надо было очень детально тогда, в 70-х и 80-х анализировать, почему люди разбегаются после прохождения мимо трибуны? Почему с брезгливостью берут в руки атрибуты праздника. По сравнению с Крестным ходом, так в него никто не загоняет, и держать икону или хоругви считают за честь. И Крестный ход всех объединяет, а не разобщает. Мало того, есть такие Крестные ходы, в который люди приезжают из других городов, чтобы в нем участвовать! Да и движется он, кстати, всегда в противоположную сторону, чем ходят демонстрации. Ну, да ладно, это так сказать, действительно — ДРУГАЯ ИСТОРИЯ.
А от того праздника, который от нас ушел, остались только те, кто когда-то несли атрибуты до конца, сдавали их, а заодно и тех, кто на демонстрацию не ходил, или кто появился, отметился и убежал. Сами понимаете из кого состояла та самая партия к 1991 году и кто был ее адептами. Вот они до сих пор и обещают вернуть страну народу. Только как всегда не уточняют, какую страну и какому народу. Может быть они вновь пекутся о Зимбабве или вновь хотят отдать Афганистан афганцам ценой жизни наших ребят? Не уточнять, это у них традиционно — в 1917 они обещали власть народу, не уточнили какому, землю — крестьянам, только не уточнили какую землю и кого они считают крестьянами. Конкретики мало, господа коммуняки, будет конкретика, будут вокруг вас и сплоченные ряды.
Фото: Егор Комаров.
Комментарии
1