Была я, значит, на премьере нашего севастопольского ТБМа. Сейчас все взялись ставить «Вассу Железнову», просто какой-то театральный бум-бум. Вероятно, надеются провести параллель между тогдашним загнивающим и деградирующим классом эксплуататоров и нынешними олигархами. Уж не знаю почему, но сейчас хватаются за эту пьесу Горького, в которой, и есть-то, всего один положительный герой, да и то, только потому, что с головой не дружит. Но, конечно, по сравнению с нынешней жизнью, и с тем, что вытворяют у нас власть имущие, то все горьковские отрицательные герои, сейчас выглядят просто душками-приколистами, которым даже сопереживаешь, и тебя не выворачивает от них, как сейчас, от современных хамов, лишь только произнесут вслух чью-то фамилию. Может, поэтому и ставят все кому не лень сейчас «Вассу», стараясь в прошлом найти ключи к современной жизни.
А надо сказать, что Горький со своей «Вассой» поднадоел мне порядком еще в 10-м классе, когда мы изучали, и «Мать» его — ну, ту, которая, «очень своевременная книга», и его «Мать», которая «Васса Железнова» 1910 года, и не поймешь что, пьяный бред, выдаваемую за пьесу о разложении эксплуататорского класса, которую он на-ваял в 1935-м году тоже под одноименным названием «Васса Железнова».
Я еще в детстве услышала фразу от одной подруги моей бабушки, которая выходила из древнего купеческого рода. Что-то бабушка с подругой вспоминали свою молодость. Бабушка вспомнила, как Горький пьяный валялся под их забором в Нижнем Новгороде, будучи уже известным писателем. И тогда я услышала про «Вассу Железнову». Как это было сказано в те годы, я уже передать дословно не могу, но если пересказать своими словами, адаптируя на современность, то это прозвучало бы скорее всего так: «Что она там спасала? Какую честь семьи? Зачем мужа травила? Да у нее сын был женат на революционерке-жидовке, а это все, конец, и карьере, и процветанию семьи. Да от нее бы все как от чумовой отворачивались! Поэтому пьеса должна была закончиться, еще не начавшись».
Вот такую дулю в карман мне положила та старушка, и с этой дулей я «проходила» в школе Буревестника революции, и с этой же дулей пошла смотреть премьеру. Так как пьеса меня вообще не колебала, я пошлепала посмотреть на актеров, да и вообще я никогда не была в ТБМе.
Скажу сразу, мне понравилось. Там первое действие заканчивается таким добрым, упоительным российским вечером. Когда сквозь листву, светит луна , и ощущение, что ты сидишь на веранде на даче. Так вот, было такое впечатление, что сидишь на даче и смотришь домашний спектакль, поставленный силами соседей.
«Васса — 42 года, выглядит моложе» — так Горький написал. Ну, почему всем русским Вассам за 60? Ну, почему по сцене ходит пожилая женщина, какая-то извините-ключница, а не железная леди? 42 года! Это же блеск! Это — жизнь только начинается! Хозяйка пароходства! Да вы что?! Это же нынешний Ахметов, Абрамович, Ходарковский и вообще первые строчки журнала «Форбс!» А тут, … Нет, Оршанская здесь не при чем. Причем – режиссер и Горький. Они сделали из нее даже не Кабаниху, а в лучшем случае — какого-то современного директора торгового центра.
Как!? Сама Васса, богиня бизнеса Большой Волги, сама!!! Бежит в таможню давать взятку в целых 700 рублей! А а!!! Я чуть со стула не упала.
И, заметьте, что-то я не помню такого у Горького. Это, так сказать – местный разлив.
У Горького Васса неожиданно умирает сама, зачем ее понадобилось здесь якобы травить? В общем, таких ляпов много. Неохота все писать.
И самое-то главное! Последняя фраза у Горького «Воруете? Свое берем!» не прозвучала. Испугались этой фразы в ТБМе, или просто не захотели ее произносить по-горьковски. Действительно, если они в героях пьесы хотели показать современных хамов, которые пришли и распоряжаются сейчас жизнями миллионов, эта фраза была бы просто — зловещей, поэтому опять же свернули все на ювеналку. Зритель, выходя из театра должен думать, а как Колю-то теперь найдут? Совсем парень пропадет? Хотя, по мне…, ну кто такой будет этот Коля, совсем через некоторое время, с родословной-то по маме и с ее революционными заморочками? А? Смекнули?
Но! Без фразы «Воруете? Свое берем!», для людей, которые книжки читали и в школе учились, пьеса М. Горького «Васса Железнова» все равно, что «Гамлет» без монолога «Быть или не быть».
Но я увидела в этом театре очень хорошую актрису. Просто супер-пупер актрису. Не знаю, как ее фамилия, она играла Лизу. О!!! Я вам скажу, это — алмаз. И не знаю, достаточно ли будет у здешних ювелиров мастерства, чтобы сделать из нее бриллиант… Я ей цветы даже подарила. Потому что она мне больше всего понравилась.
Наверное, больше ничего писать не буду, остановлюсь на этой доброй ноте, а то меня, ка-а-к понесет, я себя знаю 🙂
Комментарии
8