В 1898 году на углу Базарной улицы (ныне Маяковского) и Мясной линии, напротив базара, что располагался в Артиллерийской бухте Севастополя, началось строительство первого в России небоскреба. Это строительство затеял севастопольский предприниматель Я. Я. Анненков. Основной замысел – создание дешевых артельных квартир со всеми удобствами.
В то время, в южных губерниях с апреля по ноябрь ежегодно складывалась весьма непростая обстановка, связанная с наплывом огромного числа сезонных рабочих, приезжавших на заработки с Севера. Строители, сельскохозяйственные рабочие, грузчики, плотники, мелкие ремесленники и прочий обездоленный люд сколачивали артели для совместной работы, и снимали общую «артельную» квартиру для проживания. Кому не хватало средств, ютились по грязным ночлежкам, или не менее грязным частным квартирам в диких, антисанитарных условиях и тесноте, что являлось одной из основных причин многочисленных вспышек эпидемий. Чуть ли не каждый год в Крыму и Севастополе свирепствовали холера, тиф, и другие заразные болезни.
Для реализации проекта артельной гостиницы места выбранного под постройку было явно недостаточно, поэтому архитектор А. М. Вейзен решил неограниченно воспользоваться пространством в воздухе, спроектировав шесть этажей над землей и седьмой – подвальный. Для ускорения постройки и для обеспечения возможности осуществить функциональные замыслы решено было отказаться от традиционных для Севастополя методов возведения зданий и применить излюбленный за океаном метод постройки на столбах. Фундаментов для стен не полагалось, да и самих стен в общепринятом смысле не было – их заменили легкие и прочные железобетонные перегородки. Внутри здания, кроме железной лестницы и двух мраморных, были сооружены три лифта. Все службы дома были электрифицированы от электростанции расположенной в подвале.
Для артельных квартир предназначались третий и четвертый этажи. Владелец дома нашел для себя выгодным за ту же цену, которую артельщики выплачивали владельцам ночлежек, предоставить каждому жильцу отдельную койку, дважды в день чай с сахаром (без талонов) и бесплатную стирку белья. Приглашенный Анненковым врач бесплатно лечил заболевших в течение трех дней, а юрисконсульт, также бесплатно, оказывал артельщикам юридические услуги. Искусственная вентиляция и кухня с чрезвычайно дешевым для города двухразовым питанием дополняли этот «рай». В случае же появления заразных заболеваний каждое помещение могло быть автономно дезинфицировано горячим паром.
При осуществлении такого проекта (а число артельщиков достигло 800 человек) возникла опасность банкротства предприятия, поэтому вторая часть замысла заключалась в предоставлении помещений других этажей под склады и торговые предприятия. Весь подвальный этаж был отведен под склады скоропортящихся продуктов, тут же располагалась фабрика искусственного льда и огромный ледник для склада. В нижнем этаже и во дворе располагались лавки по системе пассажа со сквозными проходами: вместо дверей они закрывались железными шторами. В антресолях помещались паровые пекарни и колбасная фабрика, на втором этаже – огромный трактир. Остальные этажи отводились для паровой прачечной, макаронной фабрики, бани и квартир служащих и администрации дома.
К достопримечательностям дома надо отнести совершенно плоскую асфальтированную по бетону крышу, на которой предполагалось разбить сад для гулянья. На углу крыши была возведена башня оригинальной конструкции, для которой в Париже изготовили не менее оригинальные часы. Огромный циферблат помещался над выемкой, в которой стояла фигура Ивана Сусанина. В 12 часов Сусанин появлялся перед публикой и раскланивался, а часы играли народный гимн – для этого предусматривался специальный орган.
Дом недолго был в собственности Анненкова, и перешел к другому владельцу – Чумакову, который устроил в нем народный театр – «Зал развлечений». Балет, танцы, комические пантомимы, акробаты, куплетисты – вот неполный перечень развлечений для постояльцев дома и обитателей ближайших слободок. После революции здесь располагался универмаг «Уполбыта».
Современный вид здания сформировался после Великой Отечественной войны. Несколько верхних этажей снесли, сделали шатровую крышу, и украсили фасад резными карнизами и лепниной.
Комментарии
3