В зале я появилась, когда спектакль шел уже 17 минут. Пробки. Взглянула на сцену, прислушалась, что говорят. А надо сказать, что в театре сейчас иногда надо прислушиваться, то ли акустика изменилась, то ли актеры не все буквы выговаривают…
С третьего предложения услышала знакомый текст и не поверила своим глазам и ушам. Спросила у соседки, а «Цирюльник ли это?» Она засмеялась и сказала «похоже, что он»
Что же мне позволило усомниться в увиденном? Ну, конечно! Костюм! И дальше мне уже не хотелось смотреть и быть просто зрителем, хотелось сразу же подойти к режиссеру и спросить «А почему?»
Почему Фигаро в рыжем парике и почему он без ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ маленькой курточки без рукавов, которую сразу же все модники прозвали в честь героя Бомарше- «фигаро», «фигарошкой»? А раз нет этой обязательно-отличительной детали, раз все равно ничего не слышно, то и смотреть на все, что происходит на сцене, нужно как на произведение просветительско-бунтарской литературы XVIII.
Из школы смутно вспомнились слова нашей «царской дочки» Веры Николаевны Романовой ««Много превозносили, и справедливо, силу воздействия сочинений Вольтера, Руссо и энциклопедистов, но их мало читал народ, между тем одно представление «Женитьбы Фигаро» и «Цирюльника» повергало правителей, магистратуру, дворянство и финансы на суд всего населения больших и малых городов Франции».
Кто-то недавно написал, что Бомарше писал «просто». Нееее, не просто он писал, он писал с сарказмом, узнаваемо. Зритель, приходивший на его спектакли аплодировал стоя, потому что в незамысловатой пьесе, сыгранной иногда кое-как , он узнавал тех, кого критиковать и высмеивать было опасно.
А так как еще раз повторяю, на сцене ничего интересного не происходило, фабулу спектакля я знала еще со школы, а тут еще вышли Весна и Начеку и навели такую тоску, что я уже хотела поудобнее устроиться в кресле, чтобы вздремнуть, потому что над потугами развеселить публику 21-го века, приколами века 18-го , смеялись только дети.
Но спать на премьере неудобно, да еще, если попала в зал «на шару», то нашла себе развлекуху, я себя представила правильным зрителем, который видит не только то, как валят актеры спектакль, а то, что надо видеть, потому что на сцене идет пьеса великого Бомарше.
Потому что, если банальна сюжетная схема «Севильского цирюльника», то оригинальны его образы.
Итак, образы… так, так, так…. И здесь вопрос –шепот моей спутницы «Таня, а почему там столько коробок?» А действительно, почему? Она — фотограф, сразу увидела детали…Так почему? Эти коробки как то самое чеховское ружье? Ну, не для того же они здесь, вышедшие из времен сериала «Санта-Барбары», чтобы украсить собой убогую сцену и погрузить нас во времена рококо и позднего барокко. Здесь уж каждый просто завопит знаменитое: «Не верю!»
Итак, коробки, в коробках куклы, подарки, сюрпризы.. Все мы куклы в чьих-то руках…Ладно, дофантазирую после, а пока звонок и мой любимый буфет!!!
После антракта лечу в зал, потому что за чашечкой кофе, я придумала, и распределила героев Бомарше и соединила их, как это делали зрители 18, 19, 20-го веков с городской жизнью. С теми, кого мы знаем и кого узнали под маской героя великой революционной комедии.
Итак.
Фигаро. Почему такой толстый и рыжий? Он кто- Кусов? Действительно, глядя на это тело на плакатах, которое, всему городу объявляет, что он готов «созидать», хочется перекреститься или схватиться за томик Бомарше.
Нет, не Кусов, хотя, похож. И что меня все время так коробит, когда смотрю на этого увальня еле передвигающегося по сцене. Ах, вот в чем причина моего крайнего удивления и раздражения!
На нем не надето фигаро! Снял, потерял, еще не купил….Ой! Так это же ..
Ну, конечно!!! Это же ВРИОгубер!!! Сами понимаете, влетел в город в чем был, совершенно в чужую историю, все время на слуху, «фигаро здесь, фигаро там», интриги, ожидание места. Вот когда станет «полным наконец», а есть надежда, тогда и появится у него так недостающая деталь костюма – фигаро. Но, вряд ли))) режиссером это не предусмотрено.
Потому что сам Фигаро должен быть насмешливым, настойчивым, ловким, неистощимым в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющимся и не унывающим. Он -центральная фигура.
А в постановке гениального Коручекова, он — совершенно лишний на сцене.
Ну, разве что нужен, чтобы помочь развалить или завалить ту убогую декорацию, олицетворяющую собой современное архитектурное состояние Севастополя. Так же как и героям на сцене, горожанам приходится перескакивать через колдобины, уворачиваться от падающих стен и петлять среди многочисленных ситилайфов и бигбордов ,будок и ларьков, , именуемых гордо МАФы, а иногда и ярмарками.
Розина… так Розина…а почему она тоже рыжая? Ах, ты какой у нас продвинутый режиссер! Он тоже знает, что завод инкерманский шведам принадлежит))) Хи-хи. Как ловко-то! Ну, молодец! Так кто у нас Розина? Да это же сам Севастополь! Почему рыжий?.. Да вот с 2004 года как подсел под оранжоида Ющенко, так никак вырваться из этого не может, а тут еще и понаехавшие…. Итак, Розина, ах ветреница, ах, плутовка! Это – Севастополь, даже, может быть и не люди, а территория и особенно – бюджет. Она и у Бомарше богата, но вот не может распоряжаться своим богатством, не дают ей всякие опекуны. Город, то есть Розина удерживается в цепких, похотливых лапах, некоторые даже уже рыжий парик примерили на нее…
Так опекун.. кто? Ой, да это же – сам свитероносный Чигиваро. Паскудник, хочет завладеть богатством и территорией (то есть телом) Розины. Держит ее в своих цепких трясущихся лапах и ревнует ко всем, кто хочет приблизиться к ней, к кому она сама благосклонна. Конечно, актер Евгений Журавкин как-то неправильно понял произведение просветителя и бунтаря Бомарше и включил зачем-то «систему Станиславского» на полную катушку. Он так откровенно ревновал и тосковал, что некоторым дамочкам даже стало жаль Бартоло. Впрочем, точно такие же дамочки еще до сих пор кричат «чалосвитер» и верят, в его искренние чувства к Розине.
А кто такая Марселина? Откуда она здесь? Она не должна здесь быть! Не ее пьеса))) Но не может севастопольская Марселина бросить Бартоло, этого старого развратника, она всегда должна быть в его свите, (свитер от слова –свита) она от него и зависит и опекает.
Какая смелая находка режиссера!!! Эта дама с рыжим начесом, которая безмолвно появляется вместо малочисленной мебели на сцене, и которую все дружно изгоняют «в сад» — очень узнаваема. Дама эта – родившая толстого и рыжего Фигаро, в последствии возжелает еще на себе его женить! Так что ждем-с послевыборной пьесы «Женитьба Фигаро», которую называли «буревестником французской революции»! того же автора , в постановке того же режиссера!
Ну, а сам граф Альмавива. Это кто?
А это, собирательный, скорее всего – соборный образ тех кандидатов в губернаторы, которые любят Розину не только за бюджет, и к которому сама Розина благосклонна. И, обратите внимание, граждане-зрители! Какой гений Бомарше! Как точно он смог предвидеть в своем 18 веке, что будет ожидать влюбленных в веке 21-м! Сколько преград, сколько злобы, ревности и злодейства встанут на пути этих двух влюбленных! Ну, все просто у нас в городе, как автор написал, а режиссер, этот гений!!! Увидел!
Ну, и старый трепач, с трясущимися поджилками, думающий, что от его слова многое зависит. Тот, который за подачку формирует отношение и мнение. Кто этот дон Базиль? Вы, конечно уже догадались!!! Это же СМИ нашего городка. Смотришь на сцену и видишь в этом доне и Гофмана и Кажанова и Ядуху и даже таинственного Апистолаки и даже редактора журнала «Пионэр»! Все в одном лице. Кто платит, про того и поют, тем более, что дон Базиль – преподаватель вокала!
Вот так , уважаемые горожане надо смотреть и понимать удивительное произведение мастера чья сила изложения, наивность и оригинальность слога, тонкая и язвительная сатира, остроумнейшая диалектика и огнь, который еще и теперь захватывает и увлекает зрителя.
И вот вам позитивный финал моего изложения, который так ожидает мой любимый читатель.
В финале Розина, таки встречается с Альмавивом, и, это не самое главное! Главное еще одна находка гениальнейшего режиссера – она единственная, кто в той самой знаменитой короткой испанской курточке, заканчивающейся над талией и не застегивающейся на груди, то есть в том самом долгожданном фигаро. А под ним у нее проглядывает тельняшка.
Намек Бомарше понят. Севастополь, наконец-то будет свободным и будет военной базой Черноморского флота.
Но это уже в следующем театральном сезоне.
Комментарии
0